Образование детей - инвалидов и детей с ОВЗ
Нормативная база
Документы федерального уровня:
- Федеральный Закон Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
- Федеральный Закон о социальной защите инвалидов в В РФ
- Федеральный Закон Об образовании в Российской Федерации
- Министерство Образования и науки Российской Федерации Приказ от 19 декабря 2014 г. №1598 Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Министерство Просвещения РФ Письмо от 27 ноября 2024 года № АБ-3663/07 Об обеспечении специальными учебниками и учебными пособиями обучающихся с ОВЗ
- Информация о размещении методических рекомендаций по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, разработанных в 2022 году в рамках исполнения подведомственными организациями Минпросвещения России государственного задания
- Справочник профессий для лиц с инвалидностью и ОВЗ 2024
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 года № ТС-551/07 О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 года № АЗ-113/03 Методические рекомендации по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 115 от 22.03.2021 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 69 от 11.02.2022 г.
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19 мая 2020 г. N ДГ-493/07 «О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N ДГ-2598/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»
- Методические рекомендации об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью 24.11.2021 Письмо Методические рекомендации_Об обучении на дому Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования«(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования«(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
- Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2020 N 60252)
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 08.06.2020
- Распоряжение Министерства просвещения и науки РФ №Р-93 от 09.09.2019 г «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
Документы регионального уровня
- Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ КБР от 26.05.2025 г. № 22/409 "Об утверждении Порядка организации обучения по основным общеобразовательным программам и дополнительным общеразвивающим программам детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях в Кабардино-балкарской Республике"
- Рекомендации (алгоритмы действий) для родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов и специалистов образовательных организаций в работе с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ
- Распоряженние Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29.08.2022 № 419-РП Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья в Кабардино-Балкарской Республике на 2022-2030 годы
- Приказ Минпросвещения КБР от 14.02.2024 г. № 22/110 "Об утверждении Порядка регламентации и иформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации в Кабардино-Балкарской Республике и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому
Документы школьного уровня:
- ПОЛОЖЕНИЕ об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- ПОЛОЖЕНИЕ об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей - инвалидов в учебном процессе
- ПОЛОЖЕНИЕ о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- ПОЛОЖЕНИЕ об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
| Адаптированные образовательные программы |
Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДа с ТМНР
|
Федеральные адаптивные образовательные программы (ФАОП)
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Скачать
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654)
- Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Скачать
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)
Уважаемые родители!
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
- обучение совместно с другими обучающимися,
- обучение в отдельном классе обычной школы,
- обучение в специальной школе,
- индивидуальное обучение на дому,
- обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
- дистанционное обучение.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В образовательной организации созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическая служба;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Родителям (законным представителям)
- Рекомендации (алгоритмы действий) для родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов и специалистов образовательных организаций в работе с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ
- Памятка для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ
- Памятка для родителей (законных представителей) детей с сахарным диабетом
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- при входе на территорию школы, перед калиткой, с левой стороны нанесена разметка для остановки автомобиля и высадки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- конструктивные особенности здания школы не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Со стороны центрального входа, справа от входной двери и при входе в столовую имеется пандус;
- со стороны центрального входа, справа от входной двери имеется указатель и звонок вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников школы, для предоставления необходимой помощи инвалидам и лицам с ОВЗ;
- имеется сменная кресло-коляска.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья информация на сайте школы в сети «Интернет» имеет возможность увеличения и просмотр страниц сайта (версия для слабовидящих).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В школе имеются следующие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийные средства:
- мультимедийные проекторы;
- интерактивные доски;
- компьютеры, передвижной компьютерный класс;
- принтеры, сканеры;
- версия официального сайта школы для слабовидящих.
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежития, интернат: Школа дневного пребывания, общежитие не предусмотрено.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: Не предусмотрено.























